?

Log in

No account? Create an account

Кошкино · лукошко


Нечто среднее между переводом и пересказом статьи "Анализ стиля" (by…

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *
Нечто среднее между переводом и пересказом статьи "Анализ стиля" (by Mistress Rowan Perigrynne),

Материал подготовлен и выложен сугубо в образовательных целях.
Оригинал находится здесь:


Мои добавления выделены курсивом.

Цель написания данной статьи – помочь людям, интересующимся историей и реконструкцией костюма, выявлять и воспроизводить конкретный стиль в одежде.
Довольно часто начинающие реконструкторы создают красивые костюмы, которые являются «средневековыми» в общем и целом, но не отражают реалии конкретной страны в определенный период. В идеале же костюм должен являться максимально точной моделью, привязанной к конкретным месту и времени. Вы можете воспроизвести целиком конкретное изображение (что довольно полезно с точки зрения практики анализа стиля), но это также означает, что вы в состоянии выявить характерные черты стиля, которые делают его отличным от других.
Необходимо также отметить, что конечной целью должно являться не создание «костюма», а создание комплекта одежды. Это означает, что швы должны быть прочными и аккуратно обмётанными, а детали – внимательно проработанными, как и при пошиве современной одежды. Кроме того, желательно иметь разные комплекты для разных случаев (повседневный и праздничный), их наличие подтверждается источниками как у аристократии, так и у незнатных людей. Рабочая и дорожная одежда должна быть проще, прочнее, она должна легко стираться и иметь меньше элементов декора, чем праздничная.
[…]

Прежде, чем пытаться воспроизвести некий стиль, необходимо проанализировать его характерные черты. Чтобы это сделать, недостаточно внимательно рассмотреть один конкретный портрет, резное изображение или другой источник, нужно выделить общие черты костюма на основании группы источников. Источники могут быть одного вида или разных, относящихся к единому периоду.

Источники
Поскольку основной интерес представляет одежда, которую действительно носили, а не чьи-либо фантазии на этот счет, лучше всего использовать т.н. «первичные источники».
К сожалению, археологических образцов сохранилось очень немного, и исследовать их непосредственно в большинстве случаев не представляется возможным. Так что приходится довольствоваться изображениями музейных экспонатов, приведенными в книгах по истории костюма, а также их фотографиями в частных или официальных музейных галереях.
Наиболее доступный источник – произведения искусства интересующего нас времени (картины, рисунки, гравюры, резьба по дереву, мозаика, гобелены, чеканка, вышивка, миниатюры в книгах). Чем ближе к современности, тем больше доступного материала. Можно использовать и письменные источники – описание одежды содержится в многих текстах, сохранились даже гардеробные списки хозяйств.

В качестве «вторичных источников» необходимо упомянуть серьезные научные издания по истории костюма. Они содержат качественные прорисовки, а также материал по технической стороне дела – т.е. а как это сшить? ;)
Наиболее осторожно стоит относиться к популярным изданиям по истории костюма и сценическому костюму.
[...]

Примерная схема анализа стиля
Предположим, что источники на конкретный период и регион собраны. Теперь, чтобы выделить характерные черты стиля, нужно ответить на ряд вопросов.

Сначала общие моменты:

Силуэт

• Общие очертания

• Корсаж, рукава, юбки – пышные или нет?

• Повторяет ли силуэт контуры тела? Преувеличивает их (набивные плечи, гульфик) или утягивает (корсет)?
• Длина одежды

Слои:

• Сколько всего слоев имеет костюм?
• Шоссы – сшивные/раздельные/отсутствуют?
• Нижнее белье – камиза, рубаха или нижнее платье – видно ли его из-под верхней одежды?
• Есть ли нижние юбки, оборки и корсет?
• Основное платье – один предмет или больше?
• Есть ли плащ, сюрко или другая верхняя одежда?

Для каждого слоя:

Ткань
• Какой тип ткани использовался – какое переплетение нитей? Бархат, шелк или лен?
• Каков вес и внешний вид складок? Тяжелые, жесткие, мягкие, тонкие?
• Какие цвета использованы? Какие цвета использовались только для особых одеяний, целей, событий или определенным социальным слоем?
• Имеется ли узор на ткани?
• Каким способом нанесен узор? Тканый, роспись по ткани или вышивка?
• Схема орнамента – геометрический, растительный, симметричный, произвольный?


Отделка
• Каковы характерные черты отделки?
• Есть ли отделка бейкой? Это тесьма, ткань контрастного цвета, вышивка, шнур, нитка бисера?
• Какие элементы одежды украшены (воротник, манжеты и т.п.)? Меняется ли месторасположение отделки?
• По какой схеме выполнена отделка (геометрический узор, растительный и т.п.)?
• Какие цвета использованы?
• Пуговицы, кисточки, драгоценные камни, мех?

Посадка по фигуре

• Насколько облегает фигуру каждый слой? Лежит свободно, облегает, утягивает?
• Благодаря чему изделие сохраняет форму (кринолин, жесткий корсет и т.п.)?
• Что явственно видно на изображении? Что приходится додумывать, исходя из силуэта?

Отверстия
• Как это одевается? Через разрез спереди по центру? Сзади? Сбоку? Через голову?
• Какой вид застежки используется? Пуговицы, крючки, шнуровка? Она скрыта или является элементом отделки?
• На каком расстоянии друг от друга расположены элементы застежки? Какого они размера? Есть ли схема расположения?

Покрой
• Юбка, рукава и корсаж – насколько они пышные?
• Как раскроена ткань? Прямо или криволинейно (повторяет контуры тела для лучшей посадки по фигуре, в современной одежде это достигается за счет эластичности материала или вытачек)?
• Где находятся швы?
• Являются ли швы характерной чертой стиля или имеют только функциональное значение? Они скрыты или отделаны дополнительно (ткань может быть подшита контрастной ниткой, которую видно с лицевой стороны изделия, это элемент украшения)
• Как сделаны складки – простая сборка, крупные складки, карандашные складки (в оригинале - cartridge pleated), бантовые складки?
Что такое карандашные складки и как их сделать, можно посмотреть здесь:
Виды складок:


• Одежда приталенная или нет? Где находится линия талии? Завышенная, на естественном уровне, заниженная?
• Рукава являются частью одеяния или нет? Они держатся на шнуровке, на булавках или пришиты?

Обувь

• Какая именно – никакой, сандалии, ботинки/туфли, сапоги?
• Форма и дизайн обуви
• Украшения
• Материал и цвет
• Отличается ли внешний вид обуви для разных социальных групп и событий?
• Мужчины и женщины носят одинаковую обувь или нет?

Головной убор

• Что одето на голове?
• Как причесаны/подстрижены волосы?
• Форма и дизайн головного убора
• Материалы и цвет
• Украшения
• Есть ли разница в зависимости от социального происхождения, возраста, пола или ситуации (банальный пример – прическа и головной убор девицы и замужней женщины)


Аксессуары
• Ремень/пояс – есть или нет? Как выглядит, из чего сделан и какого цвета?
• Где застегнут пояс? Талия, бедра, под верхней одеждой?
• Как застегнут пояс (пряжка, завязан на узел)?
• Кошелек или карманы?
• Сумка крепится к ремню или свободно висит? На ремне, на плече или за спиной?
• Форма сумки, из чего сделана, как украшена?
Сумка одна или в сочетании с кошельком?
• Какие еще есть аксессуары? Нож? Ключи? Четки, гребень, поясные обереги?
• Мужчины и женщины носят одинаковые аксессуары или разные?

Ювелирные украшения
• Они есть или нет?
• Какого типа – серьги, ожерелье, брошь, кольцо, браслет, шпильки, обруч на голову?
• Есть ли драгоценности на одежде, в прическе, на головном уборе, обуви и аксессуарах?
• В каком стиле выполнены украшения?
• Материал?
• Разнообразие дизайна украшений и материалов – есть или нет?
• Мужчины и женщины носят одинаковые украшения или нет?

В целом, данный подход к анализу стиля основан на разбивании костюма на отдельные элементы, что позволяет получить довольно четкое представление, а что там действительно было, и выявить базовые черты стиля.
После завершения анализа остается только отобрать информацию, которая будет использована для реконструкции костюма, ну и, собственно, реализовать все это на практике. ;)
* * *